Как выбрать профессию и не пожалеть: кто и что влияет на выбор абитуриентов
Критерии выбора
Выбор профессии должен определяться тремя составляющими:
- Личными интересами и способностями. Молодой человек должен понимать, к чему у него лежит душа и есть талант. Чем он хочет и может заниматься.
- Потребностями семьи. Будущая профессия должна приносить не только моральное удовлетворение, но и вполне ощутимую материальную прибыль. Взрослый человек должен быть способен обеспечить себя и свою будущую семью.
- Нуждами общества. Для государства выбор школьников имеет вполне конкретное значение. Он определяет необходимое число преподавателей ВУЗов, которые этих подростков будут учить. А в конечном итоге — обеспеченность тех или иных сфер народного хозяйства свежими высококвалифицированными кадрами.
То есть задача перед 15—16-летними юношами и девушками стоит масштабная. Прямо-таки государственного значения. Нужно и для себя дело интересное найти, и подаренные природой способности максимально реализовать (не пропадать же добру!), да еще и запросам общества угодить, чтобы оно захотело платить молодому специалисту достойную зарплату.
Родина зовет!
Один из важнейших моментов касается востребованности профессии. Многие ребята выбирают ВУЗ и будущую сферу деятельности из соображений престижа. Периодически возникает мода на тех или иных специалистов («круто быть адвокатом или ТОП-менеджером»). Увы, она не всегда согласуется с запросами государства. И тут важно четко улавливать актуальные тенденции.
В середине XX века промышленность страны активно развивалась. Строились фабрики, заводы. Государству требовались инженеры, технари. Им хорошо платили. Соответственно, позиционировалась высокая ценность инженерного образования.
В 90-х грянул кризис. Началась Перестройка. Большинство строек было «заморожено». Востребованные когда-то инженеры оказались не у дел. Чтобы хоть как-то себя прокормить, люди занялись бизнесом. Возникла острая потребность в юристах и экономистах. Поменялись приоритеты в образовании.
В 10-х годах XXI века Россия столкнулась с санкциями. Государство перестало получать импортную технику. Тогда страна переориентировалась на развитие собственной добывающей и перерабатывающей отрасли, машино- и приборостроения. Опять возникла потребность в грамотных инженерах. Спрос на «модных» юристов и экономистов упал. Многие люди с дипломами остались без работы.
Вот так, в зависимости от развития экономики и общества падает либо растет спрос на тех или иных специалистов. Чтобы быть «в теме» и выбрать для себя актуальную, востребованную профессию, нужно отслеживать эти моменты.
Чего я хочу сам?
То, что нужно обществу и за что оно готово платить достойную зарплату, — это одно. Не менее важно и то, чем сам человек хочет заниматься, к чему чувствует призвание.
Вот тут встает острейшая проблема самоопределения личности. В школе ей до сих пор уделяют преступно мало внимания. Никто не учит подростков понимать свои желания и ставить цели. А сами они не имеют достаточного опыта и знаний, чтобы преодолеть этот вакуум самостоятельно.
Вторая проблема заключается в том, что большая часть учеников средней школы (если не все) имеют очень размытые представления о многих профессиях. Подросткам не хватает элементарных знаний, чем занимаются люди той или иной профессии, какими способностями необходимо обладать и какой путь пройти, чтобы занять желаемое рабочее место.
В школе этому не учат. И это — еще одна серьезная проблема, которую ребятам 14—16 лет приходится преодолевать самостоятельно. Увы, не все с этим хорошо справляются.
Кто влияет на выбор школьников
В 2014 году в Уральском федеральном университете (УрФУ) было проведено интересное исследование. В нем приняло участие свыше 5 000 студентов-первокурсников разных направлений подготовки. Задачей исследования было выявление факторов, влияющих на выбор профессии.
По итогам оказалось, что целых 50% студентов уже на первом курсе разочаровываются в сделанном выборе. Это значит, что они напрасно тратят время (а их родители или государство — деньги) на приобретение профессии, которая либо не будет доставлять никакого удовлетворения, либо вообще не пригодится в будущем.
Почему же так вышло? Тут нужно разобраться, кто подтолкнул этих ребят к сделанному ими выбору. Согласно проведенному в УрФУ опросу, роли распределились следующим образом:
Лица, оказавшие влияние | Сильно повлияли | Немного повлияли | Вообще не повлияли |
---|---|---|---|
Сам решил | 90 | 6 | 4 |
Родители, другая родня | 41 | 40 | 18 |
Преподаватели ВУЗов | 12 | 25 | 63 |
Друзья, знакомые | 11 | 35 | 54 |
Школьные учителя | 12 | 36 | 52 |
Представители предприятий, компаний (будущие коллеги и работодатели) | 10 | 18 | 72 |
<table> <tr> <th>adas</th> <th>adas</th> </tr> </table>
Получается, что в 90% случаев ребята считают, что сами приняли решение. При этом на большинство респондентов повлияли родители и другие родственники. Роль школьных учителей и преподавателей ВУЗов оказалась довольно скромной. На мнение же настоящих профи — людей, работающих на предприятиях и знающих всю «кухню» изнутри — практически никто не обращает внимание.
Школьники уверены в осознанности и самостоятельности своего выбора. На самом же деле за них решили родители, в меньшей мере — учителя или знакомые.
Что влияет на выбор школьника
Советы умудренных опытом людей — это хорошо. Однако не тогда, когда они идут в разрез с желаниями и способностями самих подростков. Так, родители обычно советуют поступать в тот или иной ВУЗ по следующим соображениям:
- Образование, которое оно дает, престижно.
- Будущая профессия позволит хорошо зарабатывать и гордиться занимаемой должностью.
- Работать можно будет в чистых, комфортных условиях.
- Родители сами работают в этой сфере и хорошо ее знают.
- Небольшой конкурс в ВУЗ позволит гарантированно поступить даже при наличии не самых высоких отметок.
Заметьте, о способностях, желаниях учащегося и востребованности профессии никто даже не заикается!
Четвертый пункт в списке («родители сами работают в этой сфере и хорошо ее знают») зачастую становится причиной образования целых семейных династий врачей, адвокатов и пр. По статистике, 44% сыновей медиков и 28% отпрысков адвокатов идут по стопам родителей.
Вопрос о самоопределении в этих семьях практически не поднимается. «Твой отец — такой уважаемый доктор. Разве можно пойти учиться не в медицинский ВУЗ?!» При этом у сына «уважаемого доктора» может не быть ни способностей, ни стремления лечить людей.
Еще хуже, если выбор ВУЗа определяется наличием в нем бюджетных мест или небольшого конкурса. Тут абитуриент просто слепо идет туда, куда удается «впихнуться». Ни о какой профессиональной самореализации в будущем при таком факторе выбора даже говорить не приходится.
Что определяет выбор студента
Недовольные своим выбором студенты первых курсов имеют шанс несколько изменить сферу будущей деятельности. Например, перевестись на другой курс. Но и в этом случае о самоопределении задумывается — ищет работу «по душе» — только 52% респондентов.
Остальные руководствуются чисто меркантильными соображениями. По принципу: «Ну если работа не вдохновляет и не радует, то пусть хотя бы деньги, статус и уважение окружающих приносит».
Высокий доход и возможность благодаря нелюбимой профессии «жить на широкую ногу» соблазняет многих молодых людей. Этим критерием руководствуется порядка 65% опрошенных. Спустя годы многие из них поймут, что ни дня не радовались своей работе, втайне мечтали заниматься совсем другим делом и вообще прожили чужую жизнь.
Решение. Как оно созревает?
Дети начинают мечтать о своей будущей роли в обществе еще в 6—7 лет. Кто-то хочет стать водителем грузовика, кто-то — известной артисткой или доктором. Около 4% юношей и девушек остаются верны этим детским мечтам до окончания школы.
Остальные меняют свои убеждения под давлением родственников, социальных реалий, новых знаний. Иногда мечты о профессии вырастают из любви к тому или иному школьному предмету. Раньше всего определяются гуманитарии (в 13—15 лет). Будущие филологи, журналисты, лингвисты как-то сразу начинают чувствовать свое призвание.
«Технари» — математики, программисты — самоопределяются в последние 2 года обучения в школе. Сказывается как более глубокое изучение этих предметов в старших классах, так и давление необходимости сделать выбор.
Гораздо хуже обстоит дело с ребятами, выбравшими специальности, связанные с радиотехникой, металлургией и другими «непрестижными» областями. Зачастую они поступают в соответствующие ВУЗы из-за того, что там небольшой конкурс или есть бесплатные места.
Как надо делать выбор
Правильно выбрать будущую профессию помогает грамотное самоопределение. Оно заключается в:
- осознании своих желаний (задайте себе вопрос: «Чем бы я хотел заниматься следующий десяток-другой лет?»);
- понимании своих возможностей («Какие способности и таланты у меня есть? Я — гуманитарий или технарь? Какие предметы мне даются, а какие — нет? Как это может пригодиться в будущей профессии?»);
- знании актуальных запросов общества («На какие профессии растет спрос? Что будет востребовано в недалеком будущем?»);
- четком представлении о профессиональной деятельности работников интересующих сфер («Чем эти люди занимаются? Какое образование они получили и как достигли того положения в профессии, которое сейчас занимают?»).
Необходимо хорошо проработать эти вопросы, получить недостающую информацию, а затем найти оптимальный баланс между «хочу», «могу» и «надо». Только в этом случае удастся найти дело по душе, которое будет приносить хорошие деньги и помогать расти во всех смыслах.
Задача системы образования — дать школьникам шанс «попробовать» дело, которому те планируют посвятить всю жизнь. Уже в 13—14 лет у подростков проявляются многие таланты, применимые в той или иной области. Вот тут-то ребятам и стоит пройти «профессиональные пробы»: 1—2 недели поработать в профессии, о которой мечтают. В идеале нужно испробовать несколько вариантов, чтобы был выбор.
Это может быть подработка во время школьных каникул или небольшая практика на предприятии, где трудятся родители, знакомые. Только личный опыт дает полное представление о профессии и помогает осознанно подойти к ее выбору.