← Блог

Мнемонические техники для учебы и подготовки к экзаменам

04 May 2019

Мнемоникой называют комплекс хитрых приемов, которые помогают быстрее запоминать гораздо большие объемы информации, чем обычно. Мы собрали самые эффективные и проверенные мнемонические техники.

Мнемонические техники для учебы и подготовки к экзаменам

Мнемоника отлично подходит для:

  • обучения в школе/ВУЗе;
  • подготовки к любым экзаменам;
  • изучения иностранных языков;
  • профессиональной деятельности.

В отношении последнего пункта: мнемоника пригодится бизнесменам, руководителям больших компаний и всем людям, которые имеют дело с внушительными объемами информации (например, шпионам 😉).

Эти хитрые нейронные связи

Знания в человеческом мозге фиксируются благодаря нейронным связям. Поступила в мозг новая информация. Один нейрон отправил электрический импульс другому — образовалась связь. Запомнили.

Более-менее знакомые вещи быстро «обрастают связями» и начинают использоваться на автомате. Но когда в мозг поступает совершенно чуждая информация (например, иностранные слова), ее не с чем связать. Информация не запоминается.

Вот тут на помощь приходит основной прием мнемоники — образование ассоциаций. Суть такова: чтобы запомнить незнакомое слово, нужно найти для него какой-то яркий образ. На примере русского языка это можно объяснить так:

Слово «шепот» по звучанию напоминает шуршание, шелест. Эти звуки обычно тихие, как и сам шепот. Автоматически складывается ассоциация «шепот» — нечто шипяще-тихое, что нельзя кричать, но можно произносить на полутонах.

По аналогии с этим примером можно придумать ассоциации для иностранных слов и таким образом их запоминать.

Логический ряд

Другой прием мнемоники позволяет запоминать разрозненную информацию, которую трудно увязать с образами и приходится просто зубрить. Заключается он вот в чем: чтобы запомнить любой бессмысленный набор букв или слов, нужно составить из него осмысленное предложение.  

Так, например, можно запомнить порядок падежей русского языка. Берем первые буквы их названий — «Именительный», «Родительный» и дальше по списку — и придумываем предложение:

«И Родила Дашка Ванюшку Толстого, Пузатого».

Запоминать можно и с помощью простых стишков. Например, правильную постановку ударения в некоторых словах:

«Шторы больше не возИ!
Мы повесим жалюзИ»

Или:

«Всю зиму ели тОрты,
Теперь не влезем в шОрты»

Визуализация

Отлично работает и такой метод мнемоники, как визуализация. Чаще всего он используется при изучении все тех же иностранных языков. Слова пишутся на стикерах, которые затем крепятся непосредственно к предметам, которые те обозначают.

Метод безупречно работает в отношении бытовых вещей, которыми человек постоянно пользуется. Подписали все предметы в доме и просто занимаемся своими делами: пишем с помощью «a pen», завтракаем за «a table» и т. д. Через недельку-другую все слова намертво врежутся в память.

Дворец памяти

Этот метод стал популярным благодаря сериалу о Шерлоке Холмсе. Легендарный сыщик говорил, что человеческая память напоминает большой склад — или дворец, если хотите, — в котором хранится всякий хлам. Так вот, если навести в этом бардаке порядок, то и найти нужные вещи будет просто.

Многим трудно запомнить список продуктов, которые необходимо купить в супермаркете. Но если выстроить этот список в гармоничную структуру, все сразу встанет на свои места.

Например, нужно купить сахар, масло, туалетную бумагу, пакет молока, килограмм картофеля. Ассоциативно «привязываем» эти предметы к порядку действий:

Утром просыпаюсь, встаю, иду в туалет (купить туалетную бумагу!). Потом сажусь пить чай с сахаром и бутербродом с маслом. Выхожу из дома. По дороге в супермаркет прохожу мимо цветочного ларька, в котором работает тетя Маша с пышным бюстом (молоко!) и так далее.

Метод Дворца памяти еще называют «дорогой Цицерона». Этот известный оратор все время ходил на работу по одному и тому же длинному пути. Для тренировки памяти (речи тогда говорили длинные, а суфлеров не было) Цицерон старался запоминать все, мимо чего проходит.

В итоге смышленый римлянин настолько досконально изучил свой ежедневный путь, что мог описать его в мельчайших деталях по памяти. Эти детали он также использовал для запоминания другой нужной информации.

Как запоминать числа

Математика — самая абстрактная область знаний, поэтому запоминать понятия, которыми она оперирует, труднее всего. Тут на помощь приходят слова. Смотрим, на какие предметы похожи цифры и придумываем с ними предложение.

Например, нужно запомнить число 830. Восьмерка похожа на снеговика. Тройка ассоциируется с глаголом «потри» (три — потри). Нолик напоминает колобка. Строим предложение: «Снеговик, потри колобка!» Запоминаем.

Теперь, когда нужно воспроизвести число, вспоминаем предложение про колобка и снеговика. Используя ассоциации, восстанавливаем в уме комбинацию цифр.

Второй вариант: заменяем цифры буквами. Главное, везде использовать либо гласные, либо согласные, иначе возникнет путаница.

Например:

  • восьмерка — буква «В» (потому что с нее начинается);
  • четверка — «Ч»
  • шестерка — «Ш» и т. д.

Теперь числа нужно перевести в буквы и составить из них слова, дополнив согласные по смыслу гласными:

84 053 — В Ч Н П Т — «Вече на пяти».

Такой вариант гораздо проще запомнить, чем число 84 053.

Как создавать ассоциации

Чтобы научиться создавать ассоциации, нужно по максимуму раскрепостить свою фантазию, научить мозг мыслить нестандартно. Помогут это сделать такие техники:

  1. Кардинально меняйте размеры предметов. Представьте, что муха — размером со слона. Это производит впечатление и легко запоминается.
  2. Заставляйте неподвижные предметы двигаться. Гора, шагающая к Магомету, парящий вокруг Земли чайник — такие образы отлично врезаются в память.
  3. Подменяйте одни предметы другими. Все пьют шампанское из бокалов, а я — из кастрюли. Воображение тут же заработало. Память активизировалась.
  4. Преувеличивайте количество предметов. Не стоит представлять одного бегемота. Это не впечатляет. Представляем целое море бегемошек, да еще и парящих в небе, как в сказке про Алису. Чем абсурднее ассоциация, тем легче она запоминается.
  5. Подключайте к образам запах, вкус, цвет, тактильные ощущения. Представляем не просто фламинго, а ярко-розовую птицу с нежнейшими перьями, к которым так приятно прикасаться. Чем более полным будет образ, тем больше он понравится нашему мозгу и тем больше места займет в «кладовой» памяти.

И напоследок

Сочетая эти техники, можно выучить какую угодно информацию. Сначала процесс построения ассоциаций будет даваться с трудом. Но — внимание! — мозг способен и этому научиться. Через десяток-другой тренировок ассоциации будут являться откуда-то сами. Это наш «компьютер в черепной коробке» научился учиться. Ура!