← Блог

Как сдать ЕГЭ или ОГЭ без стрессов и переутомления

Для успешного прохождения ОГЭ и ЕГЭ нужны не только знания, но и хорошее самообладание, умение подстраиваться под ситуацию. Сегодня мы расскажем об эффективных способах, позволяющих морально подготовится к экзаменам.
Как сдать ЕГЭ или ОГЭ без стрессов и переутомления

Что нужно знать о государственных экзаменах, чтобы успешно их преодолеть?

Школьники, сдающие ЕГЭ и ОГЭ, сталкиваются с 3 видами трудностей: когнитивные (анализ информации, особенности работы с тестовыми заданиями), личностные (непосредственное восприятие экзамена), процессуальные (касаются процедуры ЕГЭ). Поэтому основными целями психологической подготовки являются ознакомление с процедурой экзамена и формирование реального мнения о нем, разработка стратегии для выполнения заданий. [1]

Умение мыслить абстрактно, концентрация внимания, использование ассоциативной памяти – это основные навыки, необходимые для преодоления экзаменационного барьера после 9 и 11 классов. Желая сдавать экзамены без стресса и нервного перенапряжения, вы должны:

  • изучить задания за прошлые годы, чтобы понять алгоритм построения вопросов;
  • перестать зубрить. Учитесь применять формулы, правила грамматики и орфографии, теоремы, иные знания на практике;
  • правильно оценивать возможности, выбирая только необходимые для поступления предметы. Стоит сразу определить 2-3 приоритетные специальности, составить список экзаменов, по которым требуется дополнительная подготовка. Не нужно сдавать все и сразу.

Сомнение и стресс усиливают неуверенность в своих возможностях, высокая ответственность перед родителями, физическое и эмоциональное перенапряжение. Из-за вышеперечисленных причин стоит заблаговременно морально подготовиться к экзаменам. Рассмотрим эффективные способы.

Общие рекомендации

Нельзя часами думать о неблагоприятном результате ЕГЭ или ОГЭ, сравнивать себя с одноклассниками или друзьями. Стоит моделировать ситуации успеха, представляя поступление в респектабельный вуз или колледж. Рекомендуется строго соблюдать режим подготовки к экзаменам, оставляя время для отдыха и развлечений. Начинайте готовиться за 1-2 года до старта вступительной компании, осваивая небольшие объемы материала. Обращайте внимание на свой биологический ритм, занимаясь дополнительным обучением в те часы, когда информация запоминается лучше всего.

Важно: психологическая адаптация должна проходить на протяжении всего времени обучения в школе. [2]

Предупрежден — значит вооружен

Тренировочный тест по ЕГЭ и ОГЭ можно пройти в домашних условиях. Однако групповой предварительный экзамен станет неплохим решением, если речь идет именно о психологической подготовке. Вы сможете привыкнуть к строгой дисциплине и новым условиям, познакомитесь с примерными заданиями, оцените их специфику и сложность. Поймете, что можно полагаться исключительно на свои силы и знания, а не на шпаргалки и помощь девайсов. Во время реального экзамена вы правильно распределите время на выполнение. Исключается фактор растерянности.

Важно: механизм влияния экзаменационного стресса на результаты ОГЭ и ЕГЭ рассмотрен в исследовании Костроминой С. Н. и Писарева А. Е. [3]. Исследование было проведено с помощью современной техники и сенсорных датчиков, фиксирующих сердечный ритм (были прикреплены к ученикам, вошедшим в контрольную группу). Результат показал, что тренировка – это тоже стресс, который усиливается по мере прохождения испытания. Наиболее подвержены его негативному влиянию не отличники, а школьники-хорошисты. Сильнее волнуются ученики, которые выполняют задания на протяжении всего времени, отведенного на их решение, или последовательно, а не в порядке приоритетности (легкие, а в конце сложные). По мнению школьников, принявших участие в эксперименте, результаты пробного ЕГЭ имеют огромное значение – от поиска пробелов в знаниях до психологического настроя.

Занятия с репетитором

Обращение к репетиторам по ЕГЭ и ОГЭ – самый популярный способ подготовки. Стоит сделать выбор в пользу человека, являющегося экспертом проверяющей комиссии ЕГЭ. Такой специалист осуществляет анализ экзаменационного блока с письменными решениями и развернутыми ответами. Он отлично знаком с критериями оценивания.

Индивидуальные занятия, постепенное освоение и разбор сложного материала – это базовые плюсы подготовки к экзаменам с репетитором. Педагог морально настраивает ученика на успех, дает полезные советы. Он смоделирует распространенные ситуации, к которым вы можете быть не готовыми: слишком сложные задания, растерянность, нехватка времени и иные. Эмоциональный контакт с учителем позволит избавиться от страхов, комплекса отличника.

Психологическая помощь в рамках подготовки к ЕГЭ и ОГЭ

Если вы слишком эмоциональный и склонный к тревожности человек, то стоит заранее обратиться за помощью к психологу. Можно посещать частные или групповые сеансы, школьного консультанта, также доступны тренинги и курсы подготовки к экзаменам, проводимые в режиме онлайн. Цель занятий – формирование высокой самооценки, получение навыков использования внутренних резервов, повышение сопротивляемости стрессовым ситуациям.

Важно! Положительную динамику демонстрирует психолого-педагогическое сопровождение: развитие и применение на практике навыков самоконтроля, самоорганизации, снижение уровня тревожности [4].

Полноценный отдых

В ночь перед экзаменом вы начнете в сотый раз зубрить формулы, правила и все то, что якобы не успели запомнить ранее. Такой подход в корне неверный, ведь за одну ночь невозможно освоить и даже повторить школьную программу. Это время лучше уделить полноценному отдыху. Главное – выспаться! Расслабить нервную систему, что важно для здорового и спокойного сна, поможет травяной чай, теплая ванна, вечерняя прогулка.

Подводим итоги

Защитится от стресса и нервного перенапряжения во время ЕГЭ или ОГЭ можно, используя комплекс мероприятий: привлечение репетитора, психолога, рациональное распределение времени. Используйте эти методы комплексно, обращая внимание на свои индивидуальные особенности!

Источники:
  1. Чибисова М. Ю. Психологическая подготовка к ЕГЭ. Работа с учащимися, педагогами и родителями. – М.: Генезис, 2009. –184 с. ↩︎

  2. Такиуллина Л. И. Коррекция ситуативной тревожности у старших школьников при подготовке к ЕГЭ // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – № S1. – С. 206–210. ↩︎

  3. Костромина С. Н., Писарев А. Е. Экзаменационный стресс на ЕГЭ: дестабилизация учащихся или фактор успеха? Статистика и Экономика. 2017;(3):80-91. ↩︎

  4. Романова А. Н. Психологическое сопровождение старшеклассников в период подготовки к ЕГЭ // Концепт. - 2012. - № 10 (октябрь). ↩︎