← Блог

Нестандартные методы эффективного конспектирования

На первом курсе ВУЗа новоиспеченные студенты сталкиваются с проблемой сложности конспектирования лекции - как правило, преподаватели читают материал очень быстро. Для решения проблемы предлагаем несколько техник, методов, а также приложений для быстрого конспектирования лекции.
Нестандартные методы эффективного конспектирования

Корнеллский метод

Это одна из самых старых методик конспектирования. Появилась в 50-х годах прошлого столетия благодаря изобретательности Вальтера Паука, профессора Корнеллского университета. Несмотря на столь давний срок изобретения, методом и сейчас пользуется более половины американских студентов.

Корнеллская техника конспектирования заключается в следующем. Лист рабочей тетради нужно заблаговременно разделить на 3 части. Первая — бóльшая — предназначена собственно для ведения конспекта лекции. При этом не нужно записывать за преподавателем все дословно. Необходимо лишь кратко фиксировать основные мысли.

Вторая часть листа — рабочее поле для условных обозначений, записи дат, вопросов, пометок, флажков и других символов, облегчающих процесс запоминания. Их можно делать как в ходе лекции, так и сразу же после нее, в процессе чтения конспекта. Второй вариант предпочтительнее, поскольку позволяет быстро повторить и сразу же закрепить материал.

Третье поле — самое маленькое — располагается под двумя первыми. Оно предназначено для записи краткого содержания блока текста на этой странице. Облегчает систематизацию и поиск нужной информации.

Метод Гейтса

О нем стало известно в 2003 году, когда начинающий предприниматель Роб Ховард встретился с Биллом Гейтсом и понаблюдал, как тот конспектирует обсуждение каких-то рабочих моментов. Ховард был поражен, что записи делались от руки. Уж Гейтс-то мог придумать какую-то электронную программу для быстрого конспектирования!

На деле оказалось, что метод Билла Гейтса позволяет не только в удобной форме фиксировать важные моменты диспута, но и сразу же записывать свои мысли по поводу последнего. Метод заключается в разделении листа на 4 квадрата. Текст в них нужно записывать смысловыми блоками. Один квадрат — обязательно выделить для возникающих в процессе лекции вопросов.

Ховард поделился методикой Гейтса на своих страничках в соцсетях, отметив, что она является усовершенствованным Корнелльским методом конспектирования. Предприниматель посоветовал адаптировать технику Гейтса под свои нужды, а не слепо повторять за ним каждый шаг.

Метод красной строки

Эта техника конспектирования более привычна восточноевропейскому студенту. Она заключается в обычной записи важных мыслей в виде предложений. Есть лишь один нюанс: каждое предложение следует писать с новой («красной») строки и нумеровать.

Цифры необходимы для установления связи между темами или блоками. Связь устанавливается простой пометкой «смотреть № такой-то». Таким простым способом можно сделать важные отсылки, не прибегая к начертанию стрелок и схем.

Метод ментальных карт

Методика построена на нелинейном восприятии информации. Конспект при построении ментальной карты нужно начинать с центра страницы. Его можно обозначить квадратом, кругом или любым другим, удобным для восприятия объектом.

В этом центре следует вписать главную тему лекции. Она станет ядром, от которого в разные стороны, как лучи, будут отходить вспомогательные подтемы, толкования, смежные понятия. Связи между темами обозначаются стрелками. Сами темы — ключевые понятия — вписываются в небольшие кружочки.

Метод ментальных карт помогает сформировать объемную картину, облегчающую усваивание новой информации. Для большей наглядности можно использовать ручки разных цветов, маркеры. Они помогут выделить главные и второстепенные блоки информации.

Метод течения

Этот способ конспектирования был сформулирован известным американским коучем Скоттом Янгом. Метод течения — не самый простой, но он помогает развивать критическое мышление и вдумчивое восприятие информации. Облегчает процесс запоминания.

Заключается метод в следующем: по ходу лекции учащийся записывает в тетрадь только ключевые понятия темы и сразу же формулирует свои мысли, вопросы. Созданный таким образом конспект будет основательно отличаться от исходного текста лекции. Однако он поможет студенту сформировать у себя более объемную, ясную картину и сразу же подготовиться к самостоятельной работе.

Мобильные приложения

Конспектирование — процесс сугубо индивидуальный. Одному студенту может отлично подходить метод метальных карт, другому — Корнеллский. Из-за этого мобильных приложений для конспектирования создано не так много, как бы хотелось учащимся. И все же они есть. Приведем самые удобные.

Popplet

Приложение Popplet не русифицировано, но интуитивно понятно и поддерживает русские темы. Позволяет выполнять осмысленную переработку устного текста, создавать емкие конспекты с помощью приемов визуализации. Доступно для устройств с iOS.

iThoughts

Еще одно приложение — iThoughts — представляет собой систему конспектирования, построенную все по тому же принципу визуализации. Имеет русскоязычную версию. Информация в программе располагается в виде своеобразных ментальных карт. Связи между темами устанавливаются от центра (главное понятие) к периферии (вспомогательные).

Для свободного пользования iThoughts придется попрактиковаться. Программа немного сложновата, но имеет ряд преимуществ. Например, наглядность и универсальность. iThoughts можно использовать не только для конспектирования, но и для работы над какими-то проектами, фиксации своих мыслей и планов. Доступно для iOS.

Научившись работать с этими программами и освоив базовые методы письменного конспектирования, выпускник школы во всеоружии встретит свои первые пары в университете. Несколько дней практики — и наиболее удобный способ записи лекций выкристаллизуется сам. После этого с конспектами проблем не будет.